Если мы не спим, то большую часть времени проводим в
общении, где не только говорим, но и являемся слушателями.
Только вот
незадача: многие ли из нас умеют правильно воспринимать говорящего и улавливать
смысл беседы? Почему-то большинство из нас уверены, что выслушать собеседника –
невелика премудрость. Тогда почему между некоторыми людьми так часты
непонимания, недомолвки, ссоры, а кто-то будто обладает ценным даром
договариваться со всеми? Давайте узнаем, зачем нам умение быть первоклассным слушателем
и как таковым стать.
Зачем
нам навык правильного слушателя.
1. Для окружающих людей ваше умение не только слушать,
но и слышать является показателем культуры и образованности.
2. Окружающие станут более отзывчивыми, дружелюбными с
вами.
3. Вы будете сами формировать построение разговора с
оппонентом.
4. В бизнесе умение слушать – всегда привлечение
прибыли, ведь правильно растолкованные нюансы беседы являются основой деловых
переговоров.
5. Вы получаете возможность узнать новую и интересную
информацию.
Что нужно делать, чтобы стать первоклассным
слушателем.
• Сопереживайте собеседнику.
Пытайтесь
смотреть на вещи глазами оппонента, улавливайте его чувства, ставьте себя на
место другого. Только так понять собеседника будет проще, как и более точно
выявить истинный смысл его слов.
• Больше слушать, чем говорить.
Пока в вашей
голове не сложатся в единую картину разрозненные кусочки фактов и доводов из
речи говорящего, избегайте раньше времени делать заключения и суждения, а тем
более давать советы. Позвольте себе по окончанию беседы резюмировать сказанное
оппонентом и уточнить у него правильность услышанного. Для этого прекрасно
подойдут фразы типа «Правильно ли я поняла, что …» (затем можно кратко
пересказать услышанное своими словами), «Из ваших слов понятно, что … . Так ли
это?».
• Перестаньте смотреть на часы
Если вы при
разговоре то и дело пытаетесь узнать, который сейчас час, не удивляйтесь, что
говорящий попытается как можно быстрее завершить беседу. Со стороны подобные
«подглядывания» в телефон и на часы выглядят как полное безразличие и пренебрежение
к разговору. Вряд ли ваш собеседник когда-либо в будущем захочет быть с вами
откровенен.
• Уважайте чужое мнение
Принятие точки
зрения оппонента совсем не означает, что вы должны оказаться от личного мнения.
Попросту будьте вежливы, тактичны, спокойны. Избегайте насмешек, осуждения,
унижения собеседника. Не забывайте: когда вы начнете свою речь, весь негатив
может вернуться к вам бумерангом.
• Не прерывайте собеседника
Дурной тон – перебивать оппонента в желании
вставить свое мнение в разговор. Потерпите немного, пока говорящий не закончит
свою мысль: вряд ли есть такая срочная необходимость, чтобы можно было оборвать
человека на полуслове.
Кстати, этот
отличный прием работает и для еще одной цели. Если вы внимательно и не
перебивая выслушали собеседника, но тот впоследствии не будет так терпелив и
вежлив в разговоре и постоянно будет перебивать вас, то вы с полным правом
можете заметить: «Извини, но я не перебивала тебя во время разговора, выслушай,
пожалуйста, и мои мысли до конца». Это прекрасно работает в сложных семейных
ситуациях.
• Задавайте уточняющие вопросы
Собеседник оценит вашу внимательность к его словам,
если по ходу беседы вы будете задавать вопросы относительно разговора. Для него
это показатель, что вам действительно интересна суть диалога, стиль его
ведения. Но умейте и вовремя остановиться: слишком частые или чрезмерно личные
вопросы понравятся далеко не всем, а нередко они производят тот же эффект, что
и перебивание собеседника. Поэтому старайтесь оценить, когда лучше задать
вопросы: некоторые предпочитают давать уточнения уже после сути сказанного.
• Примите правильную позу слушателя
Верная поза для
активного разговора следующая: корпус тела и лицо развернуты в сторону
собеседника. Не стоит держать руки в карманах, выстукивать дробь пальцами по
поверхности стола, сидеть вполоборота или поворачиваться спиной к говорящему.
Вышеперечисленные признаки говорят о неуважительном отношении к оппоненту. Не
стоит прибегать и к закрытым позам: не скрещивайте руки, не закладывайте ногу
за ногу, также для активного слушания мешают и физические преграды – стол и др.
(это, к сожалению, не всегда легко устранить).
• Поддерживайте разговор не только при помощи слов
Умение слушать
подразумевает под собой не только диалог, но и невербальный контакт при помощи
жестов, движения тела, взгляда, кивков. Для говорящего это лишнее
доказательство того, что его не только слушают, но и понимают смысл
беседы.
Быть
первоклассным слушателем – не так уж и сложно. Особым даром обладать тут не
нужно, важно лишь приложить немного усилий и терпения, чтобы развить в себе
лучшие коммуникативные качества. Тогда среди окружающих вы прослывете человеком
с прекрасным воспитанием, с которым приятно иметь дело как в дружеском плане,
так и в решении деловых вопросов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий